ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

85 ЛЕТ МЫ ПРОЕКТИРУЕМ АВИАЦИОННУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Телефон: +7(495) 612 7448   Факс: +7(495) 612 7432
Москва, ул.Верхняя Масловка, 20
Внимание!!!

У вас отключены JavaScript и Cookies!

Для полноценной работы сайта Вам необходимо включить их!

Приоритетное партнерство: АО «РСК «МиГ» исполняется 80 лет

18 Декабря 2019

ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» и АО «РСК «МиГ» успешно сотрудничают на протяжении 80 лет. За это время совместными усилиями компаний было реализовано немало уникальных проектов. Тем не менее, один из них выделяется не только своими масштабами, но и неординарными, прорывными инженерными решениями. Именно ему посвящена статья декабрьского номера журнала «Крылья Родины».


СТРАТЕГИЯ – В ИННОВАЦИЯХ 
опыт внедрения инноваций при проектировании корпуса окончательной сборки самолетов Луховицкого авиационного завода им. П.А. Воронина АО «РСК «МиГ»

       Применение инновационных решений при проектировании и строительстве объектов АО «РСК «МиГ» является главной особенностью, визитной карточкой  ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» - проектно-конструкторского и научно-исследовательского института, создающего уникальные объекты на протяжении 80 лет существования лидирующей авиационной компании.   
       Бесценный опыт совместной работы развивается институтом  и сегодня.   Так, осенью 2019 года  проектная документация по объекту «Реконструкция аэродромной базы Луховицы «Третьяково» Открытого акционерного общества «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», г. Москва» получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».


       Российская самолетостроительная корпорация  «МиГ» является деловым партнером ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» с момента своего основания, поэтому уникальные профессиональные знания и опыт работы с объектами для «МиГов» передаются в институте от одного поколения проектировщиков к другому. «За прошедшие десятилетия совместной работы нами выполнено огромное количество заказов для «РСК «МиГ», но одним из самых ярких проектов, безусловно, является создание нового корпуса окончательной сборки самолетов в 2003-2004 годах в  Луховицах. Корпус проектировался и строился после 15-летнего отсутствия инвестиций в авиационной промышленности страны и на момент ввода в эксплуатацию это был лучший в России сборочный корпус с применением многих новаций. При проектировании ангара были внедрены самые современные решения по энергоэффективности, а также конструктив, который мы отрабатывали десятилетиями. Так, впервые нами было применено лучистое газовое   отопление. Достаточно редкие даже для сегодняшнего времени складские решения на сборочном производстве позволили создать уникальный склад, где впервые в отрасли были применены  «лифтовые стеллажи», позволившие обеспечить на относительно небольшой площади хранение, автомати- зированную подборку и компьютерный учет огромного количества  комплектующих, поступающих как из других цехов завода, так и из внешних поставок,- рассказал генеральный директор ОАО  «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» Сергей Юрьевич Давыдкин.  
        Решение о строительстве нового корпуса было продиктовано необходимостью организации серийного производства самолетов гражданского назначения (ближнемагистральный самолет Ту-334).
 Проведенный в 2002 году анализ технологической цепочки изготовления самолетов такого класса показал, что наиболее узким местом является этап окончательной сборки, так как Луховицкий комплекс  не располагал сборочными площадями, отвечающими технологическим требованиям, предъявляемым к производству окончательной сборки  (размеры пролета, крановые средства и т.д.). 
       Руководством «МиГ» было принято решение о строительстве корпуса окончательной сборки, а перед ОАО «Гипронииавиапром» была поставлена задача по разработке документации на его строительство.
       В ходе проектирования прорабатывалось  несколько вариантов размещения корпуса,  исходя из сложившейся и перспективной застройки завода.  При этом учитывались вопросы снижения протяженности транспортно-технологических  потоков и инженерных внутриплощадочных связей.  «Специалистами института проведена большая работа по оптимизации всего технологического процесса окончательной сборки самолетов, - отметил главный инженер проекта Владимир Степанович Антонов. - В ходе проектирования институтом проанализированы  возможности  существующего производства, предложены и согласованы с заказчиком основные технологические и планировочные  решения корпуса, выполнены инженерно-геологические изыскания. Кроме того, для осуществления поставленной перед заводом задачи требовалась частичная реконструкция  системы  энергообеспечения (электроснабжение, воздух, вода, газ и др.), проектирование новых дорог и рулежных дорожек для самолетов». 
       В итоге на участке площадью 16 га, свободном от застройки и инженерных коммуникаций, разместился новый корпус - отдельно стоящее здание, состоящее из сборочного пролета  шириной 60 м и высотой 22 м; 3-этажной производственной пристройки; 4-этажной административно-бытовой части.
       Кроме корпуса на участке расположились предангарная площадка и рулежная дорожка для выкатки собранных самолетов и их буксировки, очистные сооружения ливневых стоков, энергетический блок для обеспечения сжатым воздухом, оборотным водоснабжением, спецпожаротушением. Общая площадь проектируемых объектов составила 29,3 тыс. м².
       Для сборочного пролета специалистами был разработан металлический каркас здания с ограждающими панелями типа “сэндвич”.   Корпус оснащен  двумя подвесными многоопорными   кранами, каждый из которых состоял из двух кран-блоков с тележками разной грузоподъемности и обладал механизмом стыковки.  Для выхода готовых самолетов предусмотрены раздвижные ворота с пролетом 58х18 м. Для перемещения изделий в пределах корпуса предполагалось  использовать транспортные  устройства на аэростатических опорах,  для чего заложены наливные полимерные полы.
       В корпусе  предусмотрены все необходимые системы жизнеобеспечения и защиты. Для поддержания нормального температурного режима в сборочном пролете впервые на авиационном производстве было установлено лучистое инфракрасное газовое отопление. По словам С.Ю. Давыдкина, его особенность состоит в том, что направленные инфракрасные лучи прогревают только рабочую зону  ангара: «Отапливается только зона на высоте 2-2,5 м от пола. При этом на весь остальной объем огромного ангара энергия не тратится. Это огромная экономия для предприятия». 
Учитывая жесткие сроки проектирования и строительства, разработка рабочей документации велась параллельно  с  работой над проектом. Корпус строился практически с "листа".  В ходе производства работ у строителей  («Спецстрой России») возникали вопросы, которые решались в процессе авторского надзора  представителями института, постоянно  выезжающими на объект.
       Несмотря на то, что нормативный срок строительства корпуса составлял 3 года, фактически все работы велись в 2002-2003 годах. Уже в июне 2003 г. на части площадей, сданных приемочной комиссии, начались стыковочные работы над фюзеляжем, а к концу года корпус был полностью готов к сдаче.
       «Заводчане были в восторге, что получили такой корпус - грамотно сделанный, удобный, эргономичный, в котором можно эффективно организовать работу, - вспоминает С.Ю. Давыдкин. - На торжественном открытии объекта звучали слова благодарности коллег из «РСК «МиГ»: «Корпус получился красавец».


http://kr-magazine.ru/