ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

МЫ ПРОЕКТИРУЕМ АВИАЦИОННУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Телефон: (495) 612 9203   Факс: (495) 612 7432
Москва, ул.Верхняя Масловка, 20
Внимание!!!

У вас отключены JavaScript и Cookies!

Для полноценной работы сайта Вам необходимо включить их!

История

История ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» начинается с создания на базе самолетного и моторного сектора Главного управления авиационной промышленности Государственной проектной конторы «Авиапроект», которая Приказом НКТП (Народного Комиссариата тяжелой промышленности) № 487 от 9 июля 1932 года преобразована в Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности - ГИПРОАВИА. А Приказом Народного Комиссариата оборонной промышленности № 011 28.01.1937 г. ГИПРОАВИА переименована в Первый государственный проектный институт – ГПИ-1.

Становление ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ», как крупной отраслевой проектной организации, происходило в ходе строительства и реконструкции заводов, ставших фундаментом отечественной авиационной промышленности. В связи с форсированным развитием авиации в предвоенные годы возрастали масштабы и сложность задач, стоявших перед институтом. Он пополнялся опытными кадрами из других отраслей и молодыми инженерами. Были организованы его первые филиалы в Ленинграде, Харькове и Куйбышеве (сейчас Самара).

В мае 1941 г. приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности № 174 «ГПИ-1» переименован в Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности - ГИПРОАВИАПРОМ. С началом Великой Отечественной войны институт активно включился в работу по организации (практически «с колес») производства на десятках заводов, эвакуированных в считанные дни из европейской части страны на восток. В послевоенные годы резко возросли объемы и сложность работ. Создавались новые и реконструировались действующие производства по выпуску проката и заготовок из алюминиевых и титановых сплавов в Верхней Салде, Куйбышеве и других городах. Создавались и обновлялись научно-исследовательская, опытно-конструкторская и испытательная базы отрасли (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИЛС и другие институты).

В 1950 – 1960-х гг. сотрудники института принимали участие в создании стендовых комплексов для испытания ракетных двигателей, прочностных испытаний летательных аппаратов и их элементов, других уникальных объектов. Особенности авиационного и ракетного производств, бурные темпы их развития вызвали необходимость организации собственной научно-технической базы. Последовательно создавались подразделения для научно-технического обеспечения проектно-конструкторских работ, разрабатывались уникальные методики и технические решения систем измерения тяги двигателей, автоматизации испытаний, по расчету и испытанию несущих строительных конструкций, по шумоглушению и защите водного и воздушного бассейнов. По мере усложнения задач создавались новые филиалы, лаборатории, разрабатывавшие схемы развития отрасли, занимавшиеся проблемами аэро- и газодинамики, тепломассообмена, созданием систем автоматизированного управления технологическими процессами, современных складских систем, транспортных устройств на воздушной подушке, решавшие проблемы экологической оптимизации производства и защиты окружающей среды, осуществлявшие планирование и контроль природоохранной деятельности в отрасли, обследование строительных конструкций. В это время созданы филиалы в Новосибирске, Казани и Омске.

В 1970 – 1980-х гг. институт решал масштабную задачу по обеспечению проектной документацией, опытно-конструкторской, научно-исследовательской и испытательной базы отрасли. Открывается новый филиал в Уфе. В течение этого периода институтом были разработаны проекты, по которым построены такие уникальные объекты, как:

  • испытательный комплекс Ц-110 ЦИАМ для проведения натурных испытаний авиационных двигателей с имитацией полетных условий;
  • аэродинамическая труба Т-128 ЦАГИ – одна из крупнейших в мире и превосходящая аналогичные зарубежные установки по рабочим параметрам;
  • стенды нового типа сечением 14 х 14 м для проведения испытаний реактивных двигателей с большой степенью двухконтурности;
  • корпуса агрегатной сборки на заводах Казани, Горьком (Нижнем Новгороде), Таганроге, Куйбышеве (Самаре), Смоленске;
  • станции испытаний авиационных и ракетных двигателей в Казани, Москве и Подмосковье, Куйбышеве (Самаре), Запорожье, Уфе, Перми, Рыбинске;
  • корпуса обработки алюминиевых и титановых сплавов в Куйбышеве (Самаре), Красноярске, Верхней Салде;
  • комплекс стендов и объектов в НПО «Молния», ЦАГИ и на космодроме Байконур для проведения испытаний и обеспечения запуска в 1988 г. космического корабля многоразового использования «Буран»;
  • аэродинамическая труба для проведения натурных испытаний образцов автомобилей (первая в нашей стране) на полигоне в Дмитрове;
  • производство деталей из полимерных композиционных материалов для вертолетов в Улан-Удэ.   

Особое место в эти годы занимает программа создания в отрасли пассажирских широкофюзеляжных самолетов, таких как ИЛ- 76, ИЛ-86, ИЛ-96, АН 124(Руслан), АН-128 (Мрия).

Для их разработки и производства институт разрабатывает серию большепролетных корпусов с пролетами 60 м для агрегатной сборки и 96 м для окончательной сборки.

Такие сборочные комплексы были построены в Ташкенте и Воронеже. В Киеве они были построены для ОКБ «Антонова» и на Серийном заводе «КнААПО», в Гостомеле был построен доводочный ангар пролетом 96 м. Все эти корпуса были оснащены изготовленными в России крановыми системами с автоматической стыковкой крановых мостов.

В ходе своего развития институт становится комплексной проектной организацией, по проектам которой строились и реконструировались практически все предприятия авиационной промышленности бывшего СССР.

Самым ярким примером такой деятельности служит Ульяновский авиационный промышленный комплекс (сегодня ЗАО «Авиастар-СП», ООО «Волга-Днепр», ООО «Спектр-АВИА» и др.).

ГИПРОНИИАВИАПРОМ разработал технико-экономическое обоснование необходимости создания этого комплекса для нашей страны, осуществил выбор площадки для его строительства и выполнил полный объем проектных работ, выполняя функции генерального проектировщика.

Были запроектированы несколько заводов, испытательно-доводочная база (ИДБ), промышленная зона и жилой район, практически город, на 250 тыс. жителей.

Первая очередь УАПК была введена в строй в 1985 г. Среди ее объектов :
  • самолетостроительный завод с общей площадью строительства 909 тыс. кв. м;
  • агрегатный, приборный и станкостроительный заводы;
  • аэродромный комплекс со взлетно-посадочной полосой длиной 5 км и шириной 90 м, с окрасочным и доводочным ангарами и другими службами;
  • уникальные системы инженерного обеспечения и охраны окружающей среды.

Гордостью проектировщиков и строителей является главный корпус самолетостроительного завода, включающий в себя сборочный пролет (ширина 96 м высота 34 м) пролеты агрегатной сборки (60+24+60 м высота 24 м) и механообрабатывающие пролеты, объединенные в единый комплекс не имеющей аналогов в мире крановой системой, состоящей из 250 единиц оборудования и позволяющей доставлять длинномерные (до 40 м) грузы массой до 40 т из любого пролета (всего 11) в любой другой, в том числе окончательной сборки, без перегрузки. 

Для монтажа главного корпуса были разработаны уникальные решения по сборке секций перекрытия на земле с последующим их подъемом на высоты 24 м – для цехов агрегатной сборки и на высоту 34 м – для цеха окончательной сборки самолетов.

В 1993 году «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» реорганизован в Акционерное общество открытого типа «Гипронииавиапром» - АООТ «Гипронииавиапром», а в апреле 1996 года переименован в Открытое акционерное общество «Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности» - ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ».

Компании ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» удалось избежать участи многих предприятий, которые в 90-х годах не смогли найти свою дорогу в условиях рыночной экономики. Подняв свой авторитет, осваивая новые передовые технологии, специальности и продолжая совершенствовать свою работу, мы выполнили в эти годы ряд работ, ранее представлявшихся нам непрофильными. В частности, к ним относятся:
  • инженерные сети и объекты городской инфраструктуры;
  • концепция развития муниципального района «Войковский» Северного административного округа г. Москвы, по ряду разделов (в т.ч. по экологии) вызвавшая живой интерес у конкурентов и получившая одобрение градостроительного совета столицы;
  • проекты жилых домов;
  • объекты предприятий стройматериалов, электротехнической промышленности;
  • газотурбинные энергоустановки и газоперекачивающие станции;
  • проект аквапарка на Черноморском побережье Кавказа и др.

Мы сохранили доверие иностранных партнеров и продолжаем сотрудничество по техническому перевооружению ряда предприятий для производства и ремонта лицензионной техники в Китае, Индии, других странах. При нашем участии создана испытательная станция газотурбинных двигателей и ангар для обслуживания широкофюзеляжных самолетов во Вьетнаме (с изготовлением и поставкой металлоконструкций, ворот и кранов под пролет 126 м). Продолжаются работы и в интересах предприятий отечественного авиапрома. По нашим проектам:

  • реконструированы испытательные стенды для ММПП «Салют» с системой шумоглушения, включая глушение инфразвука на основе разработок одной из наших лабораторий;
  • построен корпус окончательной сборки ОАО «РСК «МиГ» в г. Луховицы;
  • создан медицинский исследовательский центр ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» для подготовки пилотов и космонавтов.

В 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1052 ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» входит в перечень открытых акционерных обществ, в отношении которых ГК «РОСТЕХНОЛОГИИ» осуществляет единую государственную политику по созданию техники военного и гражданского назначения.